Предоставляется ли полная и достоверная информация о реализуемых товарах (работах, услугах), как оперативно реагируют на жалобы потребителей, положительно ли решают их обращения, какие имеются способы оплаты (платёжные системы, терминалы Humo/Uzcard/VISA)? Эти и ряд других вопросов вошли в анкетирование, позволяющее получить информацию, необходимую для выработки рейтинга. В анкетировании примут участие как объекты розничной торговли (магазин, супермаркет, автосалон, ювелирный магазин и т.д.), так и объекты общественного питания (кафе, бистро, ресторан и т.д.).
Важно отметить, что задача разработки, ведение рейтинга и установления критериев оценки системы возложена на Агентство по защите прав потребителей при АМК РУз согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2021 года «О государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». Целью данного исследования, не имеющего аналогов на территории СНГ, является определение степени практического соблюдения субъектами предпринимательства требований законодательства о защите прав потребителей, лояльности потребителей к деятельности участника рейтинга, а также формирование общедоступной информации о степени защищённости интересов потребителей на территории Республики Узбекистан.
СТАТИСТИКА ПОКАЗЫВАЕТ
Агентством за прошедший 2020 год рассмотрено 21,4 тысяч обращений граждан, в результате чего восстановлены права 4 млн потребителей. Потребителям возмещено более 54,7 млрд сумов.
А за прошедшие 4 месяца 2021 года Агентством рассмотрено более 11 тысяч обращений, защищены права более 2,8 млн потребителей и возмещено более 53,3 млрд сумов. Как показывает статистика, количество обращений от потребителей растёт и вместе с тем ущерб, наносимый им, увеличивается.
Исходя из анализа обращений потребителей, в основном поступают жалобы на крупные торговые сети. Так, в 2020 году на работу сети супермаркетов Korzinka поступило 19 жалоб, за первые 4 месяца этого года – 15, на сеть Makro – 12 и 14 соответственно, сеть HAVAS – 7 и 3 соответственно. В целях продолжения работ по повышению ответственности предпринимателей и получения объективной оценки потребителей Агентством внедряется Рейтинг хозяйствующих субъектов, обеспечивающих приоритетность прав потребителей.
Рейтинг направлен в первую очередь на помощь предпринимателям в совершенствовании своей деятельности, привлечении дополнительных лояльных клиентов. Также информация рейтинга позволит потребителям при приобретении товаров (работ, услуг) сделать правильный выбор.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ УЧАСТИЯ?
Первым этапом для участия является заполнение анкеты-вопросника, по каждому критерию которого Агентством производится оценка и выставляется соответствующий балл. Следующий этап – за потребителями, то есть общественное голосование. По итогам двух этапов набранные баллы участников суммируются и определяются места в рейтинге.
Рейтинг формируется на постоянной основе и размещается на официальном сайте Агентства (https://consumer.uz/).
Данный рейтинг – своего рода правильный и качественный показатель оценки добросовестной работы субъектов предпринимательства, в деятельности которых приоритетны права и интересы потребителей.
14,342