Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» является документом, регулирующим отношения между потребителем и предпринимателем.
Закон предусматривает, что потребитель имеет право на получение точной и полной информации о товарах (работах, услугах), а также
о производителе (исполнителе, продавце), свободно выбирать товары (работы, услуги).
Производитель также должен сообщить потребителю название и местонахождение (юридический) адрес своей компании. Такая информация должна быть указана на товарном знаке или предоставлена иным образом.
В частности, информация должны быть приведена в следующем порядке: название организации (если частный предприниматель – Ф.И.Ш.), ее местонахождение (юридический), адрес и режим работы.
Например:
Общество с ограниченной ответственностью
“Музаффар ота фарзандлари” илиЧастный предприниматель”Исроилов Исроил Исроилович”город Карши, улица Усмона Носира, дом 15.Часы работы: с 9:00 утра до 20:00, обед: с 13:00 до 14:00. |
Следует отметить, что в соответствии со статьей 20 Закона «О государственном языке» эта табличка (текст вывески) должна быть на государственном языке.Согласно данной статьи закона тексты вывесок, объявлений, ценников и другой наглядной, а также устной информации оформляются и объявляются на государственном языке и могут быть продублированы на других языках.То есть наряду с информацией на государственном языке, допускается дополнять ее на другом языке, например, на русском.
“Музаффар ота фарзандлари”
масъулияти чекланган жамияти Қарши шаҳри, Усмон Носир кўчаси, 15 уй. Иш тартиби: соат 9:00-20:00 Тушлик: 13:00-14:00. |
Общество с ограниченной ответственностью
“Музаффар ота фарзандлари” город Карши, улица Усмана Носира, дом 15. Режим работы: 9:00-20:00 Обед: 13:00-14:00. |
Итак, потребитель вошел в магазин после прочтения (получения) информации о производителе (исполнителе, продавце). После он должен будет ознакомиться с ценами (ценниками) на товары.Следует отметить, что в соответствии с пунктом 20 «Правил розничной торговли в Республике Узбекистан», утвержденных постановлением Кабинета Министров от 13 февраля 2003 года № 75, продавец-работник обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемых товарах с указанием наименования товара, его сорта, марки, модели, типа, цены за вес, меру или единицу товара. Например:
Наименование товара: натуральное молоко
Наименование бренда: “Мусаффо”
Сорт: 1-нав,
Жирность: 1%
Вес: 1 литр
Цена: 9000 сумов.
Как упоминалось выше, тексты вывесок, объявлений, ценников и другой наглядной, а также устной информации оформляются на государственном языке и могут быть продублированы на других языках. Все вышеперечисленные требования не отражены в Законе «О защите прав потребителей» от 26 апреля 1996 года и «Правилах розничной торговли» от 13 февраля 2003 года.В частности, статья 4 (основные права потребителей), статья 5 (информация об изготовителе (исполнителе, продавце), правилах торговли и обслуживания), статья 6 (информация о товарах (работах, услугах)) и статья 8 (право потребителя на заключение договора в сфере торгового и иных видов обслуживания и проверку качества приобретаемого товара (работы, услуги)) Закона «О защите прав потребителей» не требует от потребителей предоставления информации на государственном языке.С этой целью Агентство по защите прав потребителей внесло поправки в данный закон и представило его в Кабинет Министров Республики Узбекистан.В частности:информация о товарах (работах, услугах), а также о производителе (исполнителе, продавце) должна предоставляться на государственном языке;информация о правилах производителя (исполнителя, продавца), торговли и услуг также должна быть дана на государственном языке; производитель (исполнитель, продавец) предоставляет потребителю необходимую, точную и понятную информацию о товарах (работах, услугах), которые он продает, на государственном языке или на других языках вместе с государственным;текст письменных договоров между потребителем и изготовителем (исполнителем, продавцом) должен быть оформлен на государственном языке и по соглашению сторон может быть заключен на других языках.Это, в свою очередь, приведет к гармонизации законов
«О государственном языке» и «О защите потребителей», то есть тексты вывесок, объявлений, ценников и другой наглядной для потребителей информации будут предоставлены на государственном языке и могут быть продублированы на других языках.
Дилшод Азимовсоветник директора Агентства по защите прав потребителей по вопросам повышения эффективности
духовно-просветительской работы, обеспечения соблюдения законодательства о государственном языке.
16,666