- Потребитель
Недавно Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан провел пресс-конференция на тему «Защита прав потребителей: проблемы и решения». Мероприятие было посвящено Всемирному дню прав потребителей, отмечаемому ежегодно 15 марта. На конференции были обсуждены и высказаны мнения по таким темам, как реклама лекарственных средств и биологически активных добавок, а также ее проблемы и решения, важность рекламы и правильного маркетингового подхода в донесении информации о товарах и услугах до потребителей, права потребителей в сфере финансовых услуг на примере стран Европы.
В рамках мероприятия состоялись презентации руководителей и представителей узбекистанских и международных организаций по новшествам, проблемам и решениям в сфере.
Также на конференции были награждены блогеры и активные общественные деятели, а также победители онлайн-олимпиады «Финансово грамотный молодой потребитель», организованной среди студентов высших учебных заведений совместно с организацией «German Sparkassenstiftung for International Cooperation» (Германия). Ее основная цель – повышение правовых знаний и грамотности населения, особенно молодежи.
Возникновение даты
15 марта 1962 года президент США Джон Ф. Кеннеди в своем выступлении перед Конгрессом перечислил ряд основных прав потребителей, а именно: на безопасность, на информацию; быть выслушанным. Позже в этот список вошли права на компенсацию ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей, здоровую окружающую среду (право на устойчивую и здоровую окружающую среду). Именно тогда права потребителей впервые обсуждались на таком высоком уровне. После этой лекции лидера Соединенных Штатов, согласно резолюции Организации Объединенных Наций, Всемирный день защиты прав потребителей стал отмечаться 15 марта.
Этой дате каждый год Всемирный союз потребителей посвящает определенную тематику. Например, в текущем 2023 году эта дата отмечается под девизом «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции».
В Узбекистане Всемирный день защиты прав потребителей отмечается с момента принятия Закона о защите прав потребителей – с 26 апреля 1996 года.
В этом году комитет приурочил к знаменательной дате онлайн-олимпиаду «Финансово грамотный молодой потребитель», которая была проведена в два этапа. В ней приняли участие 500 студентов высших и средних специальных учебных заведений республики, продемонстрировавших свои знания в финансовой сфере.
Решение проблем
За прошедший период 2022 года комитетом были проведены следующие мероприятия в сфере защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы.
На основании проведенных систематических исследований по защите прав неопределенного круга потребителей и поступивших обращений установлено, что в общей сложности нанесен ущерб 3 259 111 потребителям на сумму 75 600,6 млн сумов. А в результате перерасчета денежных средств на сумму 60 609,9 млн.сум, были восстановлены права 2 133 721 потребителя. Принимаются меры по произведению перерасчета оставшихся денежных средств потребителям и восстановлению их прав.
За отчетный период всего в комитет и его территориальные отделения от потребителей поступило 25 644 обращения (в 2021 году – 26 249) по поводу нарушений их прав и интересов. Из них 10 277 (40,1%) обращений относились к жилищно-коммунальному обслуживанию и транспортным услугам, 9 596 (37,4%) к торговле и общественному питанию, 4 415 (17,2%) к связи, финансам и социальным услугам и 1356 (5,3%) – рекламным отношениям и другим вопросам.
Из этих обращений 19 905 или 80,6% (13 604 – об удовлетворении и 6 301 – об оказании правовой помощи) были решены положительно, а по 3886 (15,2%) – даны соответствующие разъяснения, еще 939 (3,7%) – направлены в компетентные органы.
Экспертизы и исследования
В ходе исследований, проведенных по рассмотрению обращений, установлено, что нарушены права 83 960 потребителей, а также им причинен вред на сумму более 17,8 млрд сумов. Потребителям пересчитано 15,9 млрд сумов (89,3%) от выявленных средств, принимаются меры по возврату оставшихся 1,9 млрд сумов.
В частности, потребителям, чьи права были нарушены в сфере торговли и общественного питания, обеспечен перерасчет на сумму 5,3 млрд сумов в денежной форме, а 466 потребителям – возврат товаров на сумму 2 млрд сумов.
В области анализа причин нарушения прав потребителей, подготовки предложений по их устранению, предотвращения случаев нарушений прав потребителей проведено 257 исследований и анализов по различным направлениям.
В результате проведенных исследований установлено, что от потребителей поступило сверхнормативных денежных средств на сумму 57,8 млрд сумов. На сегодняшний день произведен перерасчет на 44,7 млрд сумов, которые выплачены 2 049 761 потребителю. Возврат оставшихся средств продолжается.
Кроме того, осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, а также в сфере сотрудничества по контролю за безопасностью и качеством товаров (работ, услуг). Так, в целях контроля безопасности и качества товаров (работ, услуг), на основании утвержденного плана-графика, в розничной торговле регулярно проводится контрольная закупка товаров и их экспертиза.
Соответственно, проведена контрольная закупка всего 242 наименований (50 видов) продукции совместно с телепередачей «Контроль качества». По результатам экспертизы установлено, что 51 продукция (12 видов), не соответствует требованиям нормативно-технических документов. К примеру, установлено, что кабели L&C Cable CCA, Nurmaks и IRCAB не соответствуют заявленному электрическому сопротивлению, а также требованиям по напряжению. Соответствующие документы были направлены в Контрольную инспекцию в области строительства и Агентство по техническому регулированию для принятия соответствующих мер.
На сегодняшний день в случае нарушения своих прав, потребители могут обратиться по телефону горячей линии Комитета – 1159.
Подготовил Владимир МУСТАФИН
217,219